ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Gestaltung.ru

Gestaltung buro







52. Дельтодон


53. Десюдепорт


54. Диптер. Октастиль

55. Дома апсидальные

56. Дорожки. Каннелюры


57. Драпри

59. Дромос

60. Дымник
Дворец (от "княжий двор" - жилище князя) - резиденция правителя, представителя знати, духовенства или зажиточного человека.
В рабовладельческих деспотиях Востока и в восточной части Средиземноморья строительство дворцов было связано с задачами представительности и с государственной идеологией. Сложную композицию здания составляли многочисленные помещения для торжественных приемов и церемоний. Римские дворцы отличались симметрией главных помещений, которые располагались вокруг дворов с фонтанами, водоемами и скульптурой. Аналогичные композиционные приемы применялись в архитектуре дворцов императоров и наместников в римских европейских, азиатских и африканских провинциях, в Византийской империи, где их планы видоизменялись в соответствии с местными условиями. В раннесредневековой Европе дворцы входили в комплекс крепостных сооружений (см. Замок), позже постепенно обособились в самостоятельные постройки, отличавшиеся богатством декора. В эпоху Возрождения в Европе сложился новый тип городского дворца - палаццо. В XV-XVI вв. сформировался более репрезентативный тип дворца (королевский, императорский, царский). Их комплексы, занимавшие нередко целый квартал и включавшие обширные парки, доминировали над окружающим пространством (Версаль, Лувр, Эскориал, Императорский дворец в Пекине, XV в.). Характерной чертой композиции дворца стала анфилада, объединявшая большое количество помещений, а также парадный двор - курдонер. С сер. XIX в. сооружаются крупные, часто роскошно отделанные дворцы общественного назначения ("Хрустальный дворец" на Всемирной выставке в Лондоне, 1851 г., Дворец спорта в Риме, 1960 г.). В архитектуре Советской России и позднее СССР были распространены т.н. Дворцы Труда, Культуры, Спорта и т.д.

Двусветный зал (см. зал), парадное помещение, зал с высотой стен в два этажа (не разделенных перекрытием) и двумя рядами окон. “Вторым светом” называют верхний ярус стен и окон.

Десюдепорт (франц. dessus de porte - над дверью) – панно, расположенное над дверью (обычно живописное или скульптурное). Десюдепорты широко применялись в отделке парадных интерьеров в Европе XVII-XVIII вв.

Деамбулаторий (франц. deamboulatoire, от лат. deambulatio — обход), в западноевропейской архитектуре романского и готического периодов — обходная галерея за главной апсидой. Ранняя форма названия — амбулаторий (см. также хор).

Декастиль (греч. dekastylos, от deka — десять и stylos — опора, колонна), храм с десятью колоннами на переднем и заднем фасадах (ср. гексастильный храм).

Декуманус и кардо (лат. decumanus — относящийся к десятой части, десятинный, от decem — десять и cardo — дверная петля, крюк), в Древнем Риме декуманусом называли запасной вход в военный лагерь, распланированный в форме правильного четырехугольника. Вход находился с тыльной стороны, у помещений десятой когорты легиона. Затем так же стали называть межу, линию, проведенную с запада на восток при разбивке лагеря. Другую линию, под прямым углом к первой, протянувшуюся с юга на север, называли кардо. Многие античные, а затем и средневековые европейские города возникали на месте древнеримских военных лагерей. Поэтому их регулярная планировка, ориентированная по сторонам света, часто сохраняла наименования главных магистралей: декуманус и кардо (ср. гипподамова система).

Дентикулы (лат. denticulus — зубчик), ряд небольших прямоугольных выступов под карнизом, тягой или гейсоном здания. Другое название — “сухарики”. Согласно теории происхождения архитектурных форм из начальной деревянной конструкции, дентикулы воспроизводят торцы тесно расположенных реек, поддерживающих кровлю.

Детинец (др.-рус. дътиньць), в древнерусской архитектуре — внутренняя часть крепости, где во время вражеской осады скрывали женщин и детей, отсюда название (ср. кремль; цитадель).

Диасома (греч. diasoma, от dia — через и soma — тело), в древнегреческом театроне — проход, разделяющий места для зрителей по полукругу, параллельно орхестре.

Диастиль (лат. diastylus, от греч. diastello — ставить врозь, разделять; dia — через и stylos — опора, колонна), в античной архитектуре, по канону Витрувия (см. триада Витрувия), тип храма с широко расставленными колоннами при интерколумнии (расстоянии между осями соседних колонн), равном трем нижним диаметрам — эмбатам — колонны (ср. пикностиль; систильная расстановка колонн; эвстиль).

Диглиф (греч. diglyphos — “двоерез”), редкий элемент фриза дорического ордера не с тремя, а с двумя вертикальными выступами и желобком между ними.

Дионисийские архитекторы, древнейшее братство строителей, члены которого участвовали в мистериях (таинствах) в честь бога Диониса. Знания, которые они хранили в тайне от непосвященных, называли архитектоникой. Дионисийские мастера возводили храмы, алтари и театры Диониса и других богов. Строители объединялись в общины, во главе которых стоял мастер — прообразы позднейших масонских братств и ремесленных гильдий. Предполагают, что братства дионисийцев, приравненных к жрецам, руководили постройкой многих знаменитых сооружений древности: вавилонских зиккуратов, египетских пирамид, храма Соломона в Иерусалиме, минарета Кутб Минар, мавзолея Тадж-Махал в Индии.

Дипилон (греч. dipylon — “двойные ворота”), в древнегреческой архитектуре — двое ворот, связанных продольными стенами. Прообраз средневековых барбаканов. Если враг берет первые ворота, то оказывается в западне — замкнутом пространстве с высокими стенами. Дипилонские ворота находились в древних Афинах.

Диптер (греч. dipteros — двукрылый, от di — двойной и pteron — крыло), в античной архитектуре — тип храма “окрыленного”, окруженного со всех сторон не одним, как в периптере, а двумя рядами колонн.

Дизайн - Актуальный способ мышления, выразитель духа времени, одно из средств воспитания молодежи – формирование современного проектировщика среды жизнедеятельности. На фоне сегодняшних ценностей современной молодежи (прагматика, узость интерпретации духовности - религия, всеобщая компьютеризация - сетевой образ жизни) особенно важным представляется профессиональное привлечение внимания молодежи не только к дисциплинам техническим, но и творческим (к культуре и искусству), обратив особое внимание на проблемы среды жизнедеятельности человека, как в аспектах ее проектирования, так и в плане ее формирующих сознание человека возможностей

Додекастиль (от греч. dodeka — двенадцать и stylos — колонна, опора), в античной архитектуре — тип здания с двенадцатью колоннами на переднем и заднем фасадах.

Домус В древнеримской архитектуре этим словом принято обозначать собственный особняк богатого человека. Такой дом растет обычно в ширину, а не в высоту (тут может быть максимум 3 этажа), принадлежит одному роду (или семье). Домус состоял из двух частей – официальной, предназначенной для общественной жизни, и частной, семейной, закрытой от социума.

Донжон (франц. donjon) – главная башня феодального замка, четырехугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении неприятеля.

58. Домус
1. таберна;
2. вестибюль;
3. атриум;
4. имплювий;
5. триклиний;
6. ала;
7. таблиниум;
8. экседра;
9. перистиль;
10. кубикули;;
11. бальнеум;
12. кухня;
13. экус;
14. триклиний зимний;
15. ксист.


Дорический ордер – один из трех основных архитектурных ордеров.
    Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан вертикальными желобками – каннелюрами; капитель состоит из круглой подушки – эхина и толстой квадратной плиты – абака. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз; фриз по горизонтали делится на триглифы и метопы.
    Дорический ордер сложился в дорийских областях Древней Греции в период перехода к строительству храмов и сооружений из камня (встречается уже между 600 и 590 гг. до н.э. в самой Греции и в дорийских колониях – храм Артемиды в Керкире). В VI-V вв. до н.э. дорический ордер стал важнейшим элементом монументальных композиций и главным средством художественной выразительности зодчества поздней архаики и классики. См. подробнее Ордера архитектурные.

Доходный дом – многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир внаем. Как тип сложился в европейской архитектуре 1830-40-хгг. и к XX в. стал одним из основных типов городского жилья. В кон. XIX – нач. XX вв. доходный дом обычно занимал по периметру весь принадлежавший домовладельцу участок с незастроенным внутренним двором-колодцем. Доходные дома имеют сотообразную пространственную структуру: однородные по планировке квартиры группируются вокруг лестничных клеток, коридоров и галерей. Многообразную архитектурную и декоративную обработку имел, как правило, лишь парадный, уличный фасад.

Дормиторий (лат. dormitorium — спальня), в средневековых монастырях — спальное помещение монахов. Французское название — дортуар (франц. dortoir — спальня), древнерусское — одрины. Монастырская трапезная называется рефекторием.

Доугун (кит. dougoun — выступ), в традиционной архитектуре Китая, Японии, Кореи — ступенчатая консоль сложного профиля, поддерживающая сильный вынос кровли характерного вогнутого силуэта с приподнятыми углами. Доугуны расписывали яркой красной краской с позолотой и украшали фигурами драконов — символом дождя (ср. гоу).

Дромос (греч. dromos — бег), в древних захоронениях — галерейных и купольных гробницах — крытый коридор, узкий сводчатый проход в погребальную камеру.

Дынька – декоративная деталь в русской деревянной и каменной архитектуре XIII - XVIII вв.: утолщение на столбах, колонках, в наличниках окон и дверных порталах.

Дьяконник (от греч. diakon — слуга, помощник), в русском православном храме — ризница, особое помещение, обычно в южной апсиде (при наличии трех апсид алтарной части), где хранятся церковные облачения и утварь (см. также триконх).

Дянь (кит. dang — зал), в средневековой архитектуре Китая — большое здание, храм, дворец с высокой изогнутой кровлей. Внутри обычно имеется большой зал. К типу “дянь” относится императорский дворец Запретного города в Пекине.
Вы здесь: