ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Gestaltung.ru

Gestaltung buro







39. Готический храм
1. нартекс; 2. неф; 3. трансепт; 4. среднокрестие; 5. хор; 6. обход; 7. абсида; 8. венец капелл


40. Гексастиль (периптер)


41. Герса


42. Гимнасий


43. Гирлянда


44. Гирька. Затяжка


45. Голбец


46. Голосники



47. Городковый тес (лемех."Усеченая пика")


48. Городня


49. Гриф угловой


50. Гротеск


51. Гульбище
Габель, Габль (ст.-франц. gable), французское название остроконечного фронтона — вимперга (ср. щипец).

Гавит (арм. gavit — двор), в архитектуре древней Персии и Закавказья — храмовая пристройка, притвор. То же, что в западноевропейской архитектуре нартекс. В средневековой архитектуре Армении — большой зал, перекрытый сводами.

Гакли (укр.), большие отесанные камни. То же, что квадры.
 

Галерея
(франц. galerie, от итал. galleria):
    длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающее к стене здания
    удлиненный зал со сплошным рядом больших окон на одной из продольных стен
    верхний ярус зрительного зала (т.н. галерка)
    название художественных музеев, преимущественно картинных галерей.

Ганка, Ганок (укр., через польск. ganek, из нем. Gang — проход, коридор), в архитектуре юго-западных славян — приступок, крылечко с навесом и перилами у входа в дом. В ином значении — фигурная балясина.

Гарбха-Гриха (санскр. garbha-griha — “чрево храма”), центральный зал, святилище индуистского храма VII — III вв. до н. э. В центре такого зала находится статуя божества. Пирамидальное навершие снаружи, похожее на ступу, называют шикхарой (ср. вимана).

Гаргуйль (франц. gargouille, от лат., из греч. gargarе — полоскать, булькать), водосток. В западноевропейской средневековой архитектуре — желоб для стока дождевой воды с кровли и галерей храма. Гаргуйли делали из камня и придавали им форму распростертой фигуры человека или фантастического существа — дракона, химеры. Из открытого рта или пасти гаргуйля во время дождя фонтаном бьет вода. В русской архитектуре аналогичный элемент называют водолеем.

Гарделло (итал. guardello, от guardare — смотреть), в итальянской архитектуре — дозорная башня, кампанила.

Гаторическая капитель (см. капитель), название египетской капители в виде распускающихся пальмовых листьев и кубической абакой в верхней части, декорированной с четырех сторон ликами древнеегипетской богини Хатор (Гатор). Подобная капитель появилась в архитектуре храмов Древнего Египта в период фараонов XVIII династии Нового царства (XVI — XV вв. до н. э.).

Гаупвахта (нем. Hauptwache — главная стража), тип сооружения в архитектуре XVIII — XIX вв., чаще в стиле Классицизма. Русское название — караульня, сторожка, французское — кордегардия.

Гезёль, Гзель (от нем. Geselle — подмастерье, товарищ), в России первой четверти XVIII в. так называли ученика, помощника архитектора, гравера или живописца.

Гейсон (греч. geison — карниз, выступ), карниз, выносная плита, отводящая поток дождевой воды от стены здания (ср. сима). В России в конце XVII — начале XVIII в. карниз здания, как и любой фигурный выступ, профиль, называли искаженным словом “гзымс” (через польск. gzyms, от нем. Gesims — карниз, выступ).

Гекатомпедон (греч. Hekatompedon — “стофутовый”), тип древнегреческого храма, периптера (здания, со всех сторон окруженного колоннами), длина бокового фасада которого равняется ста греческим футам (греч. pus — стопа, нога; аттический фут равен 0,308 м). Сто футов — исходная мера пропорционирования древних сооружений. Так, ста футам равняется длина наоса и ширина главного фасада Парфенона на Афинском Акрополе (середина V в. до н. э.).

Гексальный храм (лат. hexastylos, от греч. hex — шесть и stylos — колонна, опора), в античной архитектуре — тип храма, периптера (окруженного со всех сторон колоннами), на переднем и заднем фасадах которого находится по шесть колонн. Существуют также храмы тетрастильный (с четырьмя колоннами), октостильный (с восемью) и декастильный (с десятью колоннами). Такое деление ввел в I в. до н. э. древнеримский архитектор Витрувий (см. триада Витрувия).

Гелика Хелика (греч. helika — завиток), то же, что волюта. Чаще словом “гелика” обозначают небольшие завитки, например в капители коринфского ордера. Геликоидальный — витой, например, геликоидальная (витая) колонна.

Герма (греч. herma — стойка, столб), архаическая форма статуи в античном искусстве, нижняя часть которой выполнена в форме столба, а верхняя — в виде головы или торса бога Гермеса (охранителя дорог, полей и стад). Вначале гермы были культовыми сооружениями на перекрестках дорог, затем их использовали в качестве дорожных указателей. Позднее в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве XV — XIX вв. гермы (с любыми скульптурными изображениями) превратились в элементы декора (ср. атлант; кариатида; теламон).

Героон (греч. heroon — храм героя), в античной архитектуре — мемориальное сооружение, обычно круглая в плане постройка типа толоса на квадратном основании. Внутри находился жертвенник. Такие сооружения посвящали не богам, а знаменитым героям, уроженцам данного города (ср. кенотаф; мавзолей).

Гибелленовы зубцы, характерный элемент оборонительных сооружений европейского средневековья. Прямоугольные зубцы стен с раздвоенным завершением наподобие “ласточкина хвоста”. Служат укрытием для стрелков. Название происходит от средневековой партии гибеллинов, противников гвельфов. Гибеллины поддерживали германских императоров в их борьбе с римскими папами (по одной из версий, от наименования г. Вайблинген в Германии, их главной резиденции). В 1485 — 1516 гг. возводимые при участии итальянских мастеров новые стены Московского Кремля украсили навершия в виде гибеллиновых зубцов (ср. кремальеры; машикули; мерлоны).

Гибельхаус (нем. Giebelhaus, от Giebel — фронтон и Haus — дом), в германском средневековье — строение с островерхой двускатной кровлей и щипцовым фронтоном.

Гиеротесийон (греч. Hierothesion — святилище, от hieros — священный), в странах эллинизированного Востока IV — I вв. до н. э. — тип сооружения, совмещающий функции царской гробницы и храма (ср. героон; мавзолей).

Гипостиль, гипостильный зал (от греч. upostuloV, от upo – “под” и stuloV - колонна, т.е. – поддерживаемый колоннами) – в архитектуре Древнего Востока (Египет, Иран) большой зал храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.

Гимнасий (греч, gymnasion, от gymnos — обнаженный, нагой), в Древней Греции — здание или помещение для физического воспитания юношей, тренировки или соревнований атлетов, которые занимались физическими упражнениями обнаженными, отсюда название (ср. стадион; термы).

Гинекей (от греч. gynaikeios — женский), в Древней Греции — женская половина дома.

Гипертирон (от греч. hyper — сверх и thyra — дверь), в античной архитектуре — горизонтальный выступ, “полочка”, тения над дверным проемом. Позднее — сандрик.

Гипетральный храм (от греч. hypo — под и aithria — чистое небо), в античной архитектуре — храм под открытым небом, без перекрытия. Многие храмы Древней Греции строили гипетральными по необходимости. Из-за огромных размеров навести каменную или деревянную кровлю не представлялось возможным даже с использованием внутренних опор. Отверстие в кровле называли гипетроном (греч. hypaithron). Гипетральные храмы посвящали божествам-небожителям: Зевсу, Аполлону — через открытую кровлю они проникали в свое жилище (ср. опеон). Открытые дворы древнеегипетских храмов также называют гипетральными (ср. гипостиль).

Гипогей (греч. hypogeion — подземный), в античной архитектуре — подземное святилище, погребальный склеп. Позднее в христианских храмах — крипта (ср. колумбарий).

Гипокаусты (от греч. hypo — внизу и kaustikos — горючий), в античных домах и древнеримских термах — система отопления горячим воздухом, который пропускали по трубам, проложенным под полом и внутри стен. Известна с I в. до н. э.

Гирька – фигурная деталь главным образом в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно расположенным под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовалась в русской архитектуре XVI-XVII вв. в декоре ворот, крылец, оконных проемов.

Гипотрахерий (греч. hypotrachelion, от hypo — под и trachelos — шея), в древнегреческой архитектуре — врезы, канавки либо узкая перемычка между фустом (стволом) колонны дорического ордера и трахелием (“шейкой”), расположенным непосредственно под капителью. Второй пояс, находящийся выше гипотрахелия, называют “ремешками” (см. аннули).

Гипподамова система, система планировки античных городов с пересекающимися под прямым углом улицами и равными прямоугольными кварталами. Связана с именем древнегреческого архитектора Гипподама из Милета (485 — 405 гг. до н. э.). По гипподамовой системе в разное время были распланированы многие античные города: Пирей, Родос, Фурии, Александрия Египетская (ср. декуманус и кардо).

Глава, главка – наружное декоративное завершение барабана. Главы бывают шлемовидными, грушевидными, луковичными, зонтичными, конусовидными и др. Придают верхней части архитектурного сооружения характерный силуэт и большую живописность, которая усиливается позолотой раскраской, а также фактурой кроющих материалов (черепица, лемех, фигурное железо и др.).

Глинобитная, или землебитная, техника, старинная крестьянская техника строительства землянок и небольших домов из утрамбованной земли. Русский архитектор Н. А. Львов в 1797 — 1798 гг. проводил опыты “глинобитного строения”, используя жидкую глину, квасцы, известь. По разработанной им технологам построен Приоратский дворец в Гатчине близ Петербурга.

Глифы (франц. glyphe — выемка, углубление, от греч. glypho — вырезаю), врезы, углубления, выемки на поверхности стены, заглубленные части стен, а также боковые поверхности углубленного в массив стены оконного или дверного проема.

Голбец, Голобец (др.-рус. гълбьцъ, из др.-сканд. golf — пол), в русской архитектуре — подполье, кладовая под полом, лестница в погреб или пристройка к печи в форме лесенки.

Голосники, в древнерусской архитектуре — пустоты в стенах, ниши либо глиняные горшки, заделанные в стену открытой горловиной наружу. Поглощают звук, препятствуют его отражению от стен и тем самым улучшают акустику помещения. Отсюда название — церковь с голосниками (ср. слухи).

Город-сад – небольшой город с разреженной застройкой, обилием открытых озелененных пространств и ограниченным числом жителей (30-35 тыс.), которым обеспечиваются как удобства городской жизни, так и связь с природой. Тип города-сада возник в нач. XX в. как попытка избавиться от социальных противоречий капиталистических городов. Основные принципы организации города-сада изложены в трудах английского социолога и архитектора Э. Хоуарда. Первый город-сад – Лечуорт – был заложен в 1902 г. в 55 км от Лондона. Получив затем широкое распространение, города-сады строились в Германии, Франции, Испании, Италии, Чехословакии, Австрии и др. странах. Попытка построить город-сад была предпринята в 1910-х гг. в России, в 40 км от Москвы в Кратове (арх. В.Н. Семенов).

Город-спутник – город или поселок городского типа, развивающийся близ крупного города и входящий вместе с ним в единую систему группового расселения. Город-спутник обеспечивает жителям трудовую занятость и социально-бытовое обслуживание на месте, а также культурную связь с крупным городом. В соответствии с функциями различают несколько типов городов-спутников: промышленные, промышленно-транспортные, курортные, жилые (т.н. “спальные” районы).

Гостиный двор – в русских городах комплекс для торговли и хранения товаров. В XVI-XVII вв. гостиный двор – обычно прямоугольная площадь, обнесенная каменной и деревянной стеной с башнями и проездными воротами. По внутреннем периметру стен пристраивались торговые и складские помещения (обычно 2-х этажные), объединенные открытыми галереями. С XVIII в. гостиные дворы стали строиться с открытыми на улицу аркадами и колоннадами, во многом определяя архитектурный облик центра среднерусских городов (Владимир, Кострома, Калуга, Ярославль).

Готика, Готический стиль (франц. gothique, итал. gotico, от лат. gothi), художественный стиль западноевропейской архитектуры XIII — XV вв. Связан в первую очередь с изменениями композиции средневековых кафедральных соборов. Название возникло позднее, в эпоху Итальянского Возрождения (готами древние римляне называли германские племена “к северу от Альп”). Новшества готического стиля связаны с деятельностью аббата Сюжера в церкви Сен-Дени к северу от Парижа (1136 — 1140), строительством собора в Дареме, Англия (ок. 1133), собора Нотр-Дам (Парижской Богоматери). Стремительный рост населения европейских городов в XII — XIII вв. требовал возведения больших кафедральных соборов (чтобы под их сводами смогло собраться на воскресную мессу все население города). Однако простое увеличение размеров приводило к обрушению тяжелых каменных сводов из-за усиления бокового распора, действующего на стены. Требовалась новая конструкция. Постепенно, опытным путем, облегчая своды введением каркаса из нервюр (франц. nervurе — ребро), системы наружных опор из контрфорсов (франц. contreforce — “противосила”) и аркбутанов (франц. arc-boutant, от arc — арка и boutant — связка, крайняя опора), удалось значительно ослабить боковой распор. Тяжесть сводов передавалась с помощью аркбутанов (в форме полуарки) на контрфорсы — ряды опорных столбов, вынесенных за пределы объема здания. Это позволило значительно увеличить пространство храма, а внутренние опоры превратить в тонкие пучки колонн. Стены освобождались от нагрузки, появилась возможность прорезать их большими окнами — так возникли готические витражи. Пространство стало легким и светлым. 150-метровая длина собора, высота сводов 40 — 50 м, высота башен 80 м становились нормой. Каменные своды неимоверной тяжестью давили вниз, но человек, находящийся внутри, видел только уносящиеся вверх тонкие пучки колонн, теряющиеся в вышине нервюры, яркие потоки света, льющиеся сквозь цветные стекла витражей. Так возникал художественный образ вознесения души к небу — образ, противоположный прозаическому действию строительной конструкции, уравновешивающей силы, направленной сверху вниз. Поэтому готический стиль — яркий пример метафизики искусства архитектуры, художественного преображения строительной конструкции. Детали готической архитектуры, также вначале имевшие конструктивное значение, постепенно преображаясь, стали выражать мистическую, иррациональную идею молитвенного состояния души (см. архитектоника; краббы; крестоцвет; масверк; неф; ожива; пинакль; роза; тектоника; триангуляция; трифолий; трифорий; фиал; шпиль).

Гридница – в Киевской Руси большое помещение для рядовых дружинников (гридей) в княжеском дворце. Использовалось также для праздничных пиров. Иногда гридница была отдельным сооружением.

Гробница – архитектурное сооружение или саркофаг, вмещающее тело умершего и увековечивающее его память. Примерами гробниц могут служить египетские пирамиды, мастабы, крито-микенские купольные гробницы толосы, скальные гробницы Индии, Передней Азии и этрусков, монументальные мавзолеи Древней Греции и Рима, купольные гробницы Индии, богато украшенные скульптурой сооружения Китая и Кореи. В Западной Европе гробницы помещались внутри церквей.

Грот (франц. grotte, от итал. grotta) – тип паркового помещения или павильона, кладка или отделка которого (ракушки, туф, морские камни) имитируют естественную пещеру. Гроты были широко распространены в европейской садово-парковой архитектуре XVII-XVIII вв. (в России – с XVIII в.).

Гульбище – в древнерусской архитектуре наружная  терраса или галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета. Были распространены в культовой архитектуре XVI-XVII вв., иногда встречались в светских постройках.

Гурт (нем. gurt, букв. пояс, подпруга): профилированные горизонтальные и вертикальные тяги на фасаде и в интерьере; в готической архитектуре арка из тесаных клинчатых камней, укрепляющая ребра крестового свода, выполненного из мелких камней. См также Нервюра.

Гусек – архитектурный облом, представляющий собой сочетание двух дуг: в прямом гуське – верхней вогнутой и нижней выпуклой, в обратном гуське – наоборот.

Гутты   (от лат. gutta - капля; другое название - регулы) – украшения в виде маленьких усеченных конусов или цилиндров под триглифами (либо над ними) и метопами в постройках дорического ордера, или на нижней плоскости мутул.

Вы здесь: