ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Gestaltung.ru

Gestaltung buro







66. Икона


67. Иконостас

68. Ионики. Овы

71. Изба
1. курицы; 2. стамики; 3. слеги; 4. подтесок; 5 тес красный; 6. охлупень; 7. полотенце; 8. причелина; 9. самцы; 10. окно красное; 11 окно волоковое; 12. водотечник; 13. подкурятник; 14. крыша "на потоках и курицах".


69. Изба глаголем


70. Изба кошелем


72. Изба брусом


73. Изба. Входная часть
1. матица;  2. воронцы; 3.косяк; 4.  коник; 5. печной столб; 6 голбец.; 7. притолока
Изба – русский деревянный срубный жилой дом (преимущественно сельский, до XVII - XVIII вв. – и городской), в узком смысле – отапливаемое помещение (древнерусское “истьба”, “истобка”, упоминается в летописях с X в.). Крестьянский дом мог состоять из одной избы; избы с сенями; избы, сеней и клети; двух изб с сенями. В избе зимой сосредоточивалась вся жизнь семьи, здесь же держали молодой скот. Избу с беструбной печью называют курной или черной, избу с трубой – белой. Планировка избы определялась положением печи, по диагонали от которой был передний, или “красный” угол. Сбоку от печи под потолком настилались полати, внизу – деревянный ящик-голбец. Изба строилась из бревен, скрепленных в венец. Избы бывали с нижним этажом – подклетом – и без него, кровля могла быть деревянной или соломенной, окна волоковые (прорубленные в бревнах) или косящатые (с рамами). Силуэт избы венчали резной конек (охлупень) и кровля крыльца; фасад украшали причелины, полотенца, наличники окон; потолок, стены, печи, двери нередко украшались росписями.

Изба “белая“-изба, топящаяся “по белому", т.е. печью, имеющей свой дымоход с трубами, в отличие от более древних курных изб.

Изба “брусом", тип деревянного дома, ще жилые и хозяй¬ственные помещения расположены друг за другом по одной оси и образуют в плане вытянутый прямоугольник, покрытый двускатной кровлей, конек которой расположен по продольной оси.

Изба “глаголем", тип жилой деревянной постройки, в которой жилые избы поставлены под углом друг к другу, а хозяйственный двор отчасти вмещается в образуемый ими угол, отчасти продолжается дальше по линии торцевых стен дома. Подклет и двор образуют хозяйственные помещения, жилые комнаты располагаются на 2 этаже.

Изба "двойная", двойня, соединенные по клетям так, что каждая изба, каждый объем сруба имеет свою кровлю. Можно различать по 2 признакам: по конструктивному (соединяются в пару избы разнородные, например, пятистенка с клетью с избой со связью и т.д.) и функциональному (соединяются избы различного назначения). Основные типы: соединение 2 жи¬лых изб; соединение 2 изб с использованием подклети (см.) одной избы в качестве помещения для крытого двора; соединение жилой избы с крытым двором или сараем. Конструктивное соединение 2 срубов происходит обычным путем. В местах примыкания срубов получаются 2 стены, хорошо изолирующие жилые помещения от крытого рвора,. менее удачный вариант — без второй стены.

Изба "клетью", деревянная постройка, прямоугольная в пла¬не, со сторонами, соответствующими длине бревна 6-9 м. Для хозяйственных нужд часто устраивается подклет. К основной клети прирубают сени  для защиты И. от холода. Подобная И. может быть и двухэтажной. Нижние венцы сруба укладываются прямо на землю, иногда на большие камни, лежащие по углам. В местности с влажным грунтом под сруб укладывается сплошной настил из 2 перпендикулярных рядов бревен. Сруб хо-зяйственных построек может ставиться на пеньки, столбы, иногда имеющие, скульптурное оформление.

Изба “кошелем", наиболее древний тип жилой деревянной постройки. Все помещения сгруппированы в срубе, квадратном в плане. Хозяйственные помещения примыкают к жилью по про-дольной стене.Весь сруб находится под общей двускатной кровлей. Конек (см.) кровли проходит над серединой жилой части, поэтому скаты крыши несимметричные: над жильем — короткий и крутой, а над двором — длинный и пологий.

Изба "крестовая", шестистенка, деревянная жилая по¬стройка, в которой поперечная стена пересекается продольной внутренней стеной, образуя в плане 4 самостоятельных помеще¬ния. Часто план имеет вид квадрата. Кровля четырехскатная. Входы и крыльца устраиваются в прирубах (см.), иногда поставленных перпендикулярно стене И.К. Может быть и двухэтажной.

Изба пятистенка, жилая деревянная постройка, прямо-угольная в плане, имеющая внутреннюю поперечную стену, деля-щую все помещение на две неравные части: в большой — изба или горница, в меньшей — сени или жилая комната (если есть особо прирубленные сени). Иногда здесь устраивается кухня с печью, обогревающая оба помещения. Обычно наружная стена резко делится рядом торцов бревен перпендикулярной внутренней стены.     

Изба рудная, черная, курная (“рудный" в прошлом — “замаранный“, “затемненный”, таким был потолок этих И. Их также называли “курниками", “курными"), И. с печью без дымохода. 
Дым при топке выходит через окно, открытую дверь или через дымницу ^(Дымарь) в Кровле.

Изба со связью, тип деревянной постройки, разделенной сенями на 2 половины. К срубу пристраивали сени (см.), образуя двуклетный дом, к сеням прирубали еще клеть (см.)', и получался трехчленный дом. Сени соединяли избу и горницу. Конструктивное соединение 2 клетей происходит за счет выпуска Продольных бревен одного из срубов, примыкающего впритык к торцам другого сруба. Щель, образуемая соединением, заделывается с внутренней стороны ;гесиной.

Изба тройная, тройня, из отдельных клетей, каждая из которых имеет свою кровлю. И.Т. различают по 2 признакам: конструктивному (3 самостоятельных сруба приставлены вплотную друг к другу или соединены посредством выпуска бревен попереч-ных стен для образования связи с рядом стоящим срубом) и функ-циональному (по характеру планировки). Основные схемы разме-щения помещений: а) жилая изба— крытый двор— сарай для скота; б) изба — крытый двор — изба; в) изба — развитые сени (с двориком для летнего пребывания) —крытый двор.

Израсцы, кафли, облицовочные плитки из обожженной гли¬ны с рисунком, покрытые с лицевой стороны глазурью, имеющие с
обратной стороны открытую коробку — румпу (только с румпой облицовочные плитки называются И.). Различают И. плоские, уг-ловые и карнизные. Красный И. — без полива глазурью. И. изве-стны в Европе и России с XVI в. Применялись для облицовки пе-чей, стен, а также для украшения фасадов в виде фризов, налич-ников, карнизов (см.), вставок.

Изодомия (от греч. isos — равный и domos — дом, жилище), техника каменной кладки из одинаковых квадров, значительных по размеру. Характерна для архитектуры древней Греции (см. тектоника; стереотомия).

Изометрия (от греч. isos — равный, одинаковый и metron — мера), способ изображения какого-либо объекта на плоскости, в котором соединяется фронтальная проекция с видом бокового фасада и плана (вида сверху) под углом 45°. Такой способ изображения часто используют в архитектурном проектировании (ср. аксонометрия).

Имплювий (лат. impluvium — водосбор), в атриуме древнеримского дома — небольшой четырехугольный бассейн, находящийся под таким же отверстием в кровле — комплювием. Служит для сбора дождевой воды, хозяйственных нужд, создает уют и прохладу.

Инкрустационный стиль (итал. incrustazione, от лат. in-crustare — облицовывать), техника облицовки зданий мелкими плитками мрамора различной окраски и формы. Создает на поверхности построек причудливый пестрый узор из прямоугольников, квадратов, ромбов и полос. Этот стиль сложился в архитектуре Итальянского Возрождения главным образом во Флоренции и других городах Тосканы в конце XIV — XV в. на основе древнеримских традиций и восточных влияний.

Инсула (лат. insula — остров), древнеримский многоквартирный жилой дом. Инсулы строили с III в. до н. э. Здания от трех до шести этажей имели внутренние дворы. Первые этажи отводили для торговых лавок — таберн.

Интерколумний (лат. intercolumnium — “междустолпие”), расстояние между двумя соседними колоннами в колоннаде, портике. Измеряется по осям колонн. Интерколумний является одним из модулей при пропорционировании сооружения и во многом определяет характер здания. Другим модулем служит эмбат (диаметр основания колонны; см. также диастиль; пикностиль; систильная расстановка колонн; эвстиль).

Интрадос (исп. intrados — вступление), в испанской архитектуре — внутренняя поверхность свода или арки.

Икона (гр. — изображение, образ), изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, в узком смысле — произведе-ние станковой живописи культового назначения. Культ Ж* заро-дился во $1 в. н. э., большое значение приобрел с IV в. вопреки иконоборцичеству. Зарождение И. связано с позднеэллинистиче-ским погребальным портретом. С X-XI вв. кроме образов появи-лись сюжетные композиции символического характера, а с XIV в. — й повествовательного. Распространившись в Византии, с введением православия И. была принята на Руси и со временем заняла определенное каноническое положение в рядах иконостаса (см.). Не являясь натуралистическим изображением божества, И. должна была получить систему условных приемов для изображей ния божественного (закрепленных в специальных пособиях для иконописцев), применение символики в деталях пейзажа, аксессу¬аров, в цвете. Материалом основы для И. служила деревянная доска, а также

Иконостас (от греч. eikwn - образ и stasiV - место стояния) – перегородка с рядами  икон (чинами), отделяющая алтарь от основной части православного храма. Иконостас пришел на смену низкой алтарной преграде византийского типа. В развитой форме (высокий иконостас), известной на Руси с кон. XIV - XV вв., чины устанавливались на расписных балках-тяблах и располагались один над другим в строго иерахической последовательности. Внизу находится ряд местных икон, выше – “деисусный” чин (deisis - греч. моление; включал иконы с изображениями Христа и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов, отцов церкви и др.), еще выше – “праздничный” (с изображениями главных эпизодов Евангельского цикла) и “пророческий” чины. В XVI - XVII вв. в иконостас включают новые ряды (страстной, апостольский, праотеческий и др.). Тябла и стойки иконостаса украшались резьбой, басмой, чеканкой. С появлением во второй половине XVII в. резных колонок, профилированных и раскрепованных цоколей и карнизов, сплошного золочения иконостасы становятся средоточием монументально-декоративного убранства храмов. В XVIII – нач. XIX вв. традиционные формы иконостаса сильно изменяются под влиянием убранства западноевропейских алтарей.

Импост (франц. imposte): Профилированная архитектурная деталь над столбом, лопаткой или капителью колонны (часто в форме антаблемента), служащая опорой для пяты арки; Узкий простенок, членящий дверной или оконный проем по вертикали.

Интерколумний (лат. intercolumnium, от inter – между и columna – колонна, столб) – пролет между рядом стоящими колоннами в ордерной архитектуре. Величина интерколумния (постоянная для каждой данной колоннады) зависит от масштабов сооружения, характера и ордера колоннады, а также от размера и материала колонн и архитрава.

Интерьер (от франц. interieur - внутренний) - внутреннее пространство помещения. Функциональное назначение интерьера определяет его архитектурное решение (размер, пропорции и т.д.) и характер убранства, которые в свою очередь служат художественной выразительности интерьера.

Ионический ордер – (лат. ionica — по названию племени ионийцев), один из трех основных древнегреческих ордеров архитектуры (ср. дорический ордер; коринфский ордер). Его название и основные особенности связаны с арийским племенем ионян, или ионийщев, пришедших в Грецию с Востока и сохранивших в своем образе жизни, вкусах и строительных традициях элементы пластического, мягкого, живописного вос-точного искусства. Поэтому, в отличие от сурового дорийского стиля, ионийскую архитектуру считают воплощением легкого, изящного, утонченного и женственного стиля. Для этого стиля, расцвет которого относится к VI — V вв. дон. э., характерны стройные колонны с каннелюрами, имеющими дорожки (промежутки) и закругления вверху и внизу, капитель с двумя завитками — волютами — по сторонам. Между волютами находятся ионики (санскр. ioni — “женский источник”) — орнамент из яйцеобразных форм (см. овы), чередующихся со стрельчатыми элементами. Фриз ионического ордера не имеет триглифов и метоп, он украшен сплошной лентой рельефов (см. зофор). Количество каннелюров на колоннах больше, чем в дорическом ордере (24 или 48), углы треугольного фронтона декорируются акротериями. Колонны обычно имеют профилированную базу. Пропорциональный строй определяется отношением 3 : 2.

Ипподром (греч. ippodromoV, от ippoV – лошадь и dromoV – бег) – место проведения испытаний рысистых и скаковых лошадей и конноспортивных соревнований. Ипподромы известны с глубокой древности. Ипподромы Древней Греции и Рима представляли собой прямоугольную площадку с закругленным концом и стеной посередине, вокруг площадки располагались трибуны для зрителей. Первый в России ипподром был организован в 1826 г. в Лебедяни Тамбовской губернии, в 1834 г. был создан в Москве (в 1951-55 гг. здание ипподрома с трибунами было перестроено архитектором И.В. Жолтовским).

Иррадиация (оптика) — кажущееся увеличение размеров светлых фигур на черном фоне.
Вы здесь: