ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Gestaltung.ru

Gestaltung buro







107. Обелиск


108. Озирический столб


109. Окно
1. сандрик; 2. "ушко"; 3. серьга


110. Окно "бычий глаз". Фронтон лучковый, раскрепованный, разорванный


111. Окно валоковое


112. Окно косящатое


113. Окно мезонинное


114. Окончица


115. Охлупень



Обломы, мулюры – архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению – профилю, расположенные по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн), иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии. Обломы, широко распространенные в ордерной архитектуре, служат для усиления архитектурного декора, образно-художественной выразительности тектонической основы здания. По поперечному сечению обломы делятся на прямолинейные (полка) и криволинейные (вал, гусёк, каблучок и др.). Обломы впервые получили применение в Древней Греции, откуда были заимствованы зодчеством Древнего Рима, затем Возрождения и европейской архитектурой последующих эпох. В современной архитектуре в металлических, бетонных и деревянных элементах конструкций употребляется термин профили (переплеты остекления, обрамления и тяги на навесных стеновых панелях).

116. Обломы
1. вал;
2.валчетвертной;
3. валик;
4. выкружка;
5. выкружка обратная;
6. каблучек;
7. каблучек обратный;
8. астрагал;
9. гусек;
10 гусек обратный;
11.пояс;
12. скоция;
13. полочка



Обмеры – точные измерения всех элементов архитектурного сооружения или комплекса с последующей фиксацией их размера на чертеже. Обмеры – один из основных источников для реставрации или воссоздания произведений архитектуры. В архитектуроведении обмеры – важный материал для анализа закономерностей построения архитектурной формы.

Овы
– (от лат. ovum – яйцо), ионики – орнаментальный мотив в виде яйцеобразных выпуклостей, обрамленных валиками, на капителях и карнизах ионического и коринфского архитектурных ордеров

Октагон (гр. восемь и колено), восьмигранная форма центрического сооружения, часто употреблявшаяся в рим. арх-ре. О. перекрывается восьмигранным сомкнутым сводом. Но О., перекрытый куполом (см.), являлся основной архи-тектонической формой Др. Рима. Полигональная форма позволяет устраивать большие проемы.

Октастиль (гр,  — восемь — колонна), тип древнегреч. храма, имеющего на торцевых фасадах 8 ко¬лонн (см.).

Опасание (укр.), кровля вокруг стен храма с небольшим выносом. Опирается на бревна, выпущенные из стен, или на столбы. обычно резные.

Опистодом, описфодом (гр. — назад), помещение в древнегреи. храме, расположенное за целлой, вход расположен с задней стороны храма. В отличие от адитона отделялось от вдллы глухой стеной. О. служил со¬кровищницей для приношений. Латинское название — постикум (posticum).

Оранжерея (фр. orangerie « orange — апельсин) , застекленное помещение для выращивания и содержания зимой южных древесно-кустарниковых, чаще вечнозеленых растений. Нередко О. называют только холодные помещения, а полутеплые и теплые — теплицами.

Опеон (гр. — дымовое отверстие в крыше— дыра), круглое отверстие в шелыге купола. Употреблялось для освещения и в сооружениях с двойными (тройными) куполами как отверстие, через которое под первым куполом просматривается живопись, размещенная на поверхности второго купола со световым фонарем.

Органическая архитектура – направление в архитектуре XX в. (особенно распространенное в 30-50-х гг. XX в., в США и Западной Европе), провозгласившее своей задачей создание таких произведений, Форма которых вытекала бы из их назначения и конкретных условий среды, подобно форме естественных организмов. Идеи органической архитектуры, впервые сформулированные в 1890-х гг. американским архитектором Л. Салливаном, были развиты его учеником Ф.Л. Райтом. Основу концепции Райта составляла идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставленная подчеркнутому выделению его отдельных частей в классицистической архитектуре; впервые реализована им в так называемых домах прерий (дом Роби в Чикаго, 1909 г.). полемизируя с техницистскими крайностями функционализма, противопоставляя ему стремление к учету индивидуальных потребностей и психологии людей, органическая архитектура в сер. 30-х гг. становится одним из ведущих направлений современной архитектуры. Под воздействием ее идей сложились региональные архитектурные школы в скандинавских странах; в США принципы органической архитектуры использовала так называемая калифорнийская школа во главе с Р. Нёйтрой. Во 2 пол. 40-х гг. теория органической архитектуры была подхвачена в Италии архитектором Б.Дзеви. После смерти Райта органическая архитектура окончательно растворилась среди других направлений архитектуры 60-х гг. Некоторые общие приемы формообразования, отдельные приемы. Выработанные органической архитектурой, продолжают широко использоваться в архитектуре и дизайне.


115. Орнамент "Ушная раковина"

116. Ордер

1. антаблемент;
2. архитрав;
3. фриз;
4. карниз;
5. слезник;
6. капли (гутты)
7. триглиф;
8. метопа;
9. тения
10. регула;
11. капитель
12. база;
13. плинт
14. пьедестал
15. стул;
16. карниз пьедестала;
17. фуст


Ордера архитектурные (от лат. ordo - порядок) – система конструктивных, композиционных и декоративных приемов, выражающая тектоническую логику стоечно-балочной конструкции (соотношение несущих и несомых частей).
Несущие части: колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом.
Несомые: архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент.
    Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции как закрепленная традицией в нескольких вариантах переработка деревянной стоечно-балочной конструкции, применявшейся в строительстве храмов и других зданий. Основные ордера, получившие название от греческих племен и областей: дорический, ионический, коринфский (разновидность дорического ордера – тосканский, коринфского и ионического – композитный). Прототипом дорического ордера были постройки с плоским перекрытием по балкам и двухскатной крышей, крытой соломенной, камышовой (позднее черепичной) кровлей, прототипом ионического ордера – постройки с плоской крышей (земляная кровля поверх сплошного настила из брусьев или мелкого круглого леса). Оба они встречаются уже в VI - V вв. до н.э. С IV в. до н. известен коринфский ордер. Членение ордеров на несущие и несомые части, связанные системой выразительных обломов, сделало ордерную систему к сер. V в. до н.э. гибким художественным приемом архитектуры греческой классики. Правила построения ордера изложены в трактате Витрувия, который в основу измерения пропорциональных соотношений отдельных его частей кладет модуль – половину диаметра ствола колонны у ее основания. Возможности различного (иногда даже условного) применения ордера для характеристики других архитектонических систем (например, стены) во многом обуславливают индивидуальность древнегреческих построек в эпоху классики, а также широкое применение ордеров в различные исторические эпохи (в архитектуре Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма). В Древнем Риме возникли тосканский и композитный (коринфские капители сочетаются с ионическими волютами) ордера. В эпоху Древнего Рима и позже получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и пилястр (известны еще в Древней Греции). Применялись также ордера или его отдельные элементы в сочетании со сводчатыми или арочными конструкциями (Колизей, древнеримские базилики и ротонды, арочные колоннады в эпоху Возрождения). Ордер вызывает большой интерес архитекторов и теоретиков эпохи Возрождения (впервые в Италии в XV в. у Брунеллески). Тщательно изучается Витрувий, появляются архитектурные трактаты Альберти, Палладио, Виньолы в Италии, Делорма во Франции и др. Сравнительно свободное употребление ордеров в XV веке сменяется более строгим их применением в XVI в.

Ордер колоссальный (большой) Щразмещенный на всю высоту здания независимо от числа этажей. В одном здании,, на одном фасаде может применяться и O.K. и О. мелкий). (УРДЕР МЕЛКИЙ, поэтажное размещение колонн или пилястр.

Ормушль, орнаментальная форма, представляющая собой сочетание мотивов гротеска, картуша и ленточного переплетения. Разработан фламандским архитектором и скульптором К. Флорисом (1514-1571).

Оратория (ит. oratorio  позднелат - молельня; лат. ого — говорю, молю), особые помещения при церкви*, пред¬назначавшиеся для молитв, слушания и обсуждения проповедей, пения духовных песен. Первоначально всему этому предшествова¬ла мистерия. Отсюда произошло название нового музыкального жанр. О. появились в Риме в XVI в.

Орнамент (лат. ornamentum — украшение « ото — укра¬шаю), живописное, графическое или скульптурное украшение, составленное согласно законам симметрии, ритмического повтора о-ного или нескольких элементов. О. можно продол¬жать в обе стороны, даже если его композиция ограничена, замк¬нута. Не всякий узор может быть О. (напр., бесконечно повторяю¬щийся раппорт ткани). По характеру композиции О. может быть ленточным, центрическим, заполняющим всю поверхность или же сочетающим эти типы в более сложные комбинации.

Орнамент "Ушная раковина", “хрящ“, элемент О. позднего Ренессанса, маньеризма в виде хрящевого утолщения. Пережил короткий и бурный расцвет в 1 четв. XVII в., главным образом, в североевр. странах.

Ортостат, орфостат (гр.  — прямо поставленный, — подпора  — прямой), поставленный на узкую грань каменная плита больших размеров в цокольной части стены древнегреч. храма, сооружения, иногда обработанная тягами (см.) или скульптурными рельефами.

Отлив, косой срез поверхности стены, выше которого толщина стены сокращается.

Охабень (от древнерус. охапливать — охватывать, окружать), внешняя линия городских стен. То же, что острог, кром (см.). Термин О. появился в XV в.

Очелье, фронтон деревянного дома, фронтон наличника окна и т.п.

Охлупень – бревно с желобом, венчающее крышу в деревянной архитектуре. Концы охлупня нередко получают скульптурное завершение (Конёк). Иногда охлупни применялись в каменном зодчестве (например, в средневековой культовой архитектуре Пскова).
Вы здесь: