ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Gestaltung.ru

Gestaltung buro







28. Ваза (колокол) капители

29. Вальма


31. Вестверк

32. Ветреница (полотенце)

33. Взвоз

34. Виктория

35. "В лапу"

36. "В обло с остатком"

37. "В режь"

38. Военная арматура
Вазон (франц. vason), декоративный элемент в форме вазы.

Вал
(в мелкомасштабных профилях - валик) – криволинейный облом, имеющий в поперечном разрезе вид полукруга.


Вальмовая крыша – четырехскатная крыша с треугольными скатами (вальмами) от конька до карниза по торцовым сторонам. Если вальма не доходит до карниза, крыша называется полувальмовой.

Варта (искаж. нем. Wartturm), сторожевая башня.

Ват (кхмерск. vat — храм-гора), в архитектуре Юго-Восточной Азии — пирамидальная постройка, храм-гора, символизирующий священную гору Меру, на которой обитают боги. В более широком значении — храмовый комплекс, включающий многие постройки.

“Веерный замок” — разновидность замкового камня, “запирающего” в верхней точке арку и состоящего из трех клинчатых камней наподобие веера: крупного центрального и двух малых по бокам. ВЕЖА (др.-рус. въка — шатер, палатка), у древних славян — передвижная боевая башня на колесах, затем дозорная вышка.

Велум (лат. velum — парус, навес), в Древнем Риме — тент, который натягивали над амфитеатром от солнца. Другое название — веларий (лат. velarium). Позднее велумом стали называть отдельные сегменты купола, напоминающие по форме треугольные паруса.

Венец – в деревянном строительстве бревна или брусья, составляющие один горизонтальный ряд сруба. В углах сруба бревна связываются путем врубки – с выступающими концами (“в обло”) или без них (“в лапу”, “в шип”). От количества венцов зависит высота сруба, а его площадь определяет длина бревен.

Венецианское окно, двойное окно с колонкой посередине и двумя арочками наверху, объединенными одной общей аркой или треугольным фронтоном. Другое название — бифорий. В XV — XVI вв. такой тип оконного проема часто использовали в Италии, в архитектуре Венеции, отсюда название.

“Веревочка”, декоративный элемент, валик с нанесенными на его поверхность косыми полосками, создающими на расстоянии впечатление плетеного орнамента.

Ветроград (ст.-слав. врътоградъ, из готск. aurtigards — сад, огород), старинное название сада, цветника, огороженного парка регулярного или пейзажного стиля.

Вертугаден (через нем., от франц. vertugardin — “зеленый сад”, лужайка), в садово-парковом искусстве — покрытый зеленью откос или “зеленый театр” — амфитеатр из полукруглых в плане ступеней, расположенных на склоне холма.

Вестверк (нем. westwerk) – поперечная постройка в западной части храма (с 2-3 башнями, открытыми в неф галереями и капеллами на хорах), служившая целям придворного церемониала (первоначльно появляется каролингских и романских храмах Германии).

Вестибюль (франц. vestibule, от лат. vestibulum), в архитектуре Древнего Рима — преддверие, площадка перед входом в здание, ограниченная с двух сторон стенами либо колоннадой. По древнему обычаю такую площадку посвящали богине домашнего очага Весте, отсюда название (ср. пастада; пронаос; пропилеи). Позднее вестибюлем стали называть любое помещение, которое находится перед основным — аванзалом, залом, салоном.

“Ветвь креста”, см. крестово-купольные храмы.

Взвоз, в деревянной архитектуре славян — бревенчатый накат, пандус, ведущий на второй этаж амбара, сеновала, постройки на подклете.

Виадук (франц. Viaduc, от лат. Via – дорога и duco – веду) – мостовое сооружение большой протяженности и на высоких опорах при пересечении дороги с оврагами, ущельями, болотистыми долинами рек. Постепенное нарастание высоты опор (в некоторых случаев – и размера пролетов) отличает виадук от эстакады.

Вилла (лат. Villa – усадьба, поместье) – загородный дом с садом или парком. В древнем Риме виллой называли загородное поместье, предназначенное для развлечений и отдыха. Живописно расположенные постройки виллы группировались вокруг открытого двора, жилые помещения украшались мозаиками и росписью. Комплекс виллы иногда включал здания храма и театра, каналы и водоемы, декоративную скульптуру (вилла Адриана в Тиволи, близ Рима, 125-135 гг. н.э.). в эпоху Возрождения сложился новый тип виллы, приобретшей осевую композицию с главным зданием в центре, лоджия которого открывалась на террасные сады (вилла Мадама в Риме, с 1517 г., арх. Рафаэль, А. Да Сангалло). Строгость и стройность ансамблей эпохи Возрождения сменяет сложная и прихотливая композиция пышных барочных вилл, рассчитанная на пространственные эффекты при последовательном восприятии отдельных частей комплекса. В XIX - XX вв. виллой называется комфортабельный односемейный дом с садом или парком в пригороде или на курорте.

Вимперг (нем. Vimperg - ) – высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном).

Вима (ср.-лат. vima, от греч. bema — шаг), в христианском храме — возвышение алтарной части (в античности — бема). Иногда вимой называют ступени алтаря либо приподнятую часть пола в средокрестии храма (ср. амвон; пресбитерий; “горнее место”; солея).

Вимана (санскр. wimana — святыня), тип средневекового храма в Индии, центрическая постройка с порталом на четырех столбах, иногда с пирамидальным навершием. Внутреннее святилище называется гарбха-гриха.

Висячая галерея, крытый проход, галерея на консолях.

Висячий замок, замковый камень, опускающийся значительно ниже наличника оконного проема или архивольта арки.

Водозвонная башня (см. башня), в архитектуре средневековых крепостей — башня, внутри которой находится водоподъемное устройство для снабжения жителей города питьевой водой во время осады. Такие башни потайными каналами связывали с рекой.

Волоковое окно, в деревянной архитектуре славян — вытянутое по горизонтали оконце, выпиленное в высоту одного или двух бревен. Закрывается (заволакивается) изнутри тесовой задвижкой. Иначе — дымник (ср. болона).

Волотовая крыша (от волоть, укр. волот — колос, метелка, вершина снопа), в архитектуре южных славян — кровля, крытая соломой, снопами комельками вверх.

“Волчий зуб”, разновидность геометрического орнамента, состоящего из чередующихся трехгранных выемок — вершиной вверх и вершиной вниз. В архитектуре такой орнамент создается приемом наклонной кладки кирпичей. Типичен для древнерусского зодчества XVI — XVII вв., во владимиро-суздальской школе архитектуры известен с XII в.

Вольер (франц. voliere, от лат. volare — летать), загон, клетка для птиц. В архитектуре XVII — XVIII вв. — парковый увеселительный павильон, в котором находились клетки с певчими птицами.

Волюта (итал. voluta, от лат. voluto — катать, скатывать), архитектурная деталь в форме спирального завитка. Греческое название гелика. Две волюты являются частью капители ионического ордера. По одной из версий, такие завитки воспроизводят мотив распускающегося цветка. В архитектуре Итальянского Возрождения и Барокко волюты стали использовать в качестве конструктивных (в поддерживающих консолях) и декоративных элементов. Характерный мотив — две симметрично расположенные волюты по сторонам центрального ризалита фасада, портала или оконного проема. Барочные волюты S-образного изгиба (с двумя завитками на концах) выражают идею динамики, напряжения, скрытого усилия и пластически обогащают переход от вертикальных к горизонтальным элементам здания. Эволюция формы волюты является характерным примером преображения конструктивного элемента в художественный образ напряжения, движения, усилия. Большие волюты называют также суппортами или эвольвентами.

Вомитории (лат. vomitoriorum, от vomitare — извергать), выходы, пандусы древнеримского амфитеатра, спускающиеся от зрительских мест — театрона — к площадке внизу — арене.

Восьмерик – в русском и украинском каменном и деревянном зодчестве восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения. Распространен главным образом в церковном зодчестве. Восьмерики обычно ставились на четырехугольном основании (тип “восьмерик на четверике”), реже они заверщают крестообразный в плане объем.

Вут (франц. voute — свод, изгиб, от лат. volvere — крутить, закручивать), то же, что падуга, закругление, выкружка, скругляющая переход от вертикальной плоскости стены к горизонтали потолка — плафона. В ином значении — утолщение плиты, балки.

Вишгород, Вышеград, укрепленная возвышенная часть средневекового города. То же, что акрополь, детинец, кремль, цитадель.

Вышка, высокая сторожевая башня, колокольня, изба на подклете (ср. альтана; бельведер; вежа; донжон).

Выкружка – криволинейный вогнутый облом, профиль архитектурно-пластической детали, по очертанию – четверть окружности.
Вы здесь: