ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Gestaltung.ru

Gestaltung buro







62. Зал. Ложа. Партер. Плафон. Ярус

63. Зальная церковь

64. Запалубка

65. Захаб

Забор Глухая ограда, как правило, выше человеческого роста.

Забор каменный Возведенная на соответствующем фундаменте стена, выложенная из бутового камня, кирпича, кирпичных или бетонных блоков, усиленная на определенном расстоянии столбами из того же материала. В ряде случаев имеет цоколь по низу и карниз по верху.

Заворина Разновидность засова, представляющая собой перекладину, как правило, деревянную. Завориной изнутри закладываются ворота.

Заказчик (застройщик) Юридическое или физическое лицо, имеющее намерение осуществить строительство, реконструкцию или иной вид строительных работ, для проведения которого требуется разрешение на строительство

Закаливание Режим автоклавной обработки изделий.

Замазки Пастообразные пластичные смеси, предназначенные для заделывания щелей, образующихся при остеклении оконных рам между стеклом и рамой. Наиболее распространенный состав замазки: тонко измельченный сухой мел и олифа в соотношении 8:2 (по массе). Меловая замазка довольно быстро засыхает, поэтому ее готовят в количестве, необходимом для работы в течение 2... 3 дней.
 

Закомара
(от др.рус. комара - свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Зальный храм – вытянутый в плане храм с нефами равной высоты, либо с несколько более высоким (но без окон) средним нефом (т.н. псевдобазилика), а также однонефный храм без трансепта. Типичны готические северо-немецкие, чешские и польские зальные храмы XIII - нач. XVI вв. (костел девы Марии в Гданьске).

Замковый камень, замок (зам`ок) – клинообразный камень или кирпич в вершине свода или арки. Часто имеет орнаментальную или скульптурную обработку. Иногда превращается в декоративную деталь, украшающую арки и плоские перемычки.

Замок (з`амок)– укрепленное жилище феодала. Ранние замки имели суровый облик благодаря глухим мощным стенам, рассчитанным на длительную оборону. С переходом к тактике активной обороны на стенах и башнях появляются машикули для навесной стрельбы. В XIII - XVI вв. замки превращаются в сложные комплексы оборонительных, жилых, культовых и хозяйственных сооружений, образующие целостные ансамбли. Их облик обогащается аркадными галереями (главным образом во внутренних дворах), эркерами, многообразными башнями с нарядными завершениями. С развитием артиллерии замок утрачивает значение крепости, в его композиции главную роль начинает играть дворцовое здание. Признаки замковой архитектуры сохраняются, но отделка башен, зубчатых стен с бойницами приобретает все более декоративный характер. В дальнейшем замки вытесняются городскими и загородными дворцово-парковыми комплексами.

Запалубка Заполнение пространства над нервюрами свода кирпичом или мелким камнем.

Захаб Фортификационное сооружение в средневековых крепостях, защищавшее крепостные ворота. Слово “захаб” происходит от древне-русского “охабень”, что означает – “рукав”. Обычно это длинный, узкий коридор, действительно напоминающий рукав. Захабы в русских крепостях могли располагаться как снаружи крепостных стен, так и внутри. На входе в этот коридор были внешние ворота. Прорвавшись сквозь них, враг оказывался в ловушке. В этом тесном, не просматриваемом извне коридоре, под перекрёстным огнём защитников крепости

Звонница – надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц:

    стенообразные - в виде стены с проемами
    столпообразные - башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, - восьмигранным, реже - девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается церковь
    палатного типа - прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен

Зиккурат (аккадск.) – в архитектуре Древней Месопотамии культовая ярусная башня. Зиккураты имели 3-7 ярусов в форме усеченных пирамид или параллелепипедов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пологими подъемами – пандусами.
Вы здесь: